Музыка НОО 1-4 класс

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТА, КУРСА «МУЗЫКА»

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе позволяет достичь
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные
результаты освоения программы начального общего
образования отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности;
 знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
 проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
 уважениек достижениям отечественных мастеров культуры;
 стремлениеучаствовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
 первоначальные представления о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственного воспитания:
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому
человеку;
 готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
3. Эстетическое воспитание:
 восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям
и творчеству своего и других народов;
 умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и
физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
2

5. Трудовое воспитание:
 установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное
отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на
основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на
основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран,
народов, национальных стилей, религиозных конфессий;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
–
уважительное
отношение
к
культуре
других
народов;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
–
ориентация
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и
сопереживания им;

3

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества;
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий
учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных
сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на
уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической
деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания
о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты,
связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в
устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и
практическую деятельность с использованием различных средств информации
и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие
музыкальные
программы,
цифровые
образовательные
ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
4

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в
музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на
примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам
(или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и
современной, - понимать содержание, интонационно-образный смысл
произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки на ступени начального общего
образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной
культуры через эмоционально активное восприятие; развит художественный
вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость
за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение
к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре еѐ народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение,
музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности
в различных видах музыкальной деятельности.
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ
отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться
в
музыкально-поэтическом
творчестве,
в
многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
5

• воплощать художественно-образное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в
пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные
музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать
характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать
особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных
знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на
основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать
художественный смысл различных форм построения музыки;
• общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных
художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на
детских
элементарных
музыкальных
инструментах,
музыкальнопластическом движении и импровизации);
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при
воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в
звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
6

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты
собственной
музыкально-творческой
деятельности
(пение,
инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать
музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Содержание учебного предмета « Музыка»
Таблица распределения количества часов по разделам и классам.
№
п/
п

Разделы, темы

Количество часов
Рабочая программа по классам

Примерна
Рабочая
я
программа
программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1. Музыка вокруг нас

16

16

2 Музыка и ты

17

17

3 Россия – Родина моя
4 День полный событий
5 О России петь – что
стремиться в храм
6 Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!
7 В
музыкальном
театре
8 В концертном зале
9 Чтоб
музыкантом
быть, так надобно
уменье
Итого:

11
16

3
6

5
4

3
6

13

5

4

4

11

4

4

3

17

5

6

6

16

5

6

5

18

6

5

7

34

34

34

135

33

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение
музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание
окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
7

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных
сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец,
марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера,
балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество
России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа,
обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в
музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве
композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная
природа
музыкального
искусства.
Выразительность
и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение
эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация –
источник
музыкальной
речи.
Основные
средства
музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель.
Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее
выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей
человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные
приѐмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух и
трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального
мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и
инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся
исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные
театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и
телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная,
хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры:
детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран
мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера
и музыкальный язык.
8

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
Раздел

1 класс (33 ч)
«Музыка
вокруг нас»

Кол Темы
иче
ств
о
час
ов

Ко
ли
че
ст
во
ча
со
в

Основные
виды
деятельности
обучающихся
(на
уровне универсальных
учебных действий)

Основные
направлени
я
воспитател
ьной
работы

16ч «И муза вечная со 16
мной!». «Хоровод муз». ч
«Повсюду
музыка
слышна». Музы водят
хоровод.
Музыка и ее роль в
повседневной
жизни
человека. Композитор —
исполнитель
—
слушатель. Песни, танцы
и марши — основа
многообразных
жизненно-музыкальных
впечатлений
детей.
«Душа
музыки
—
мелодия».
«Музыка
осени». Образы осенней
природы
в
музыке.
«Сочини
мелодию».
«Азбука,
азбука
каждому
нужна...
Музыкальная азбука».
Обобщающий
урок 1 четверти.
«Музыкальные
инструменты».
«Садко». Из русского
былинного сказа».
«Звучащие картины».
«Разыграй песню».

Наблюдать за музыкой
в жизни человека.
Различать настроения,
чувства
и
характер
человека, выраженные в
музыке.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное отношение
при
восприятии
и
исполнении
музыкальных
произведений. Словарь
эмоций.
Исполнять песни (соло,
ансамблем,
хором),
играть
на
детских
элементарных
музыкальных
инструментах
(и
ансамбле, в оркестре).
Сравнивать
музыкальные и речевые
интонации определять
их сходство и различия.
Осуществлять первые
опыты импровизации и
сочинения и пении, игре,
пластике.

духовнонравственно
е
воспитание

52

«Пришло
Рождество,
начинается торжество».
Музыка в праздновании
Рождества Христова.
«Родной
обычай
старины».
«Добрый
праздник среди зимы».
Музыкальный
театр:
балет
Обобщающий
урок II четверти.
Примерный
музыкальный
материал
Щелкунчик.
Балет
(фрагменты).
П.
Чайковский.
Детский альбом. П.
Чайковский.
Октябрь
(Осенняя
песня).
Из
цикла
«Времена года». П.
Чайковский.
Колыбельная
Волховы, песня Садко
"Заиграйте,
мои
гусельки". Из оперы
«Садко». Н. РимскийКорсаков.
Третья песня Леля из
оперы «Снегурочка».
Н. Римский-Корсаков.
Гусляр
Садко.
В.
Кикта.
Фрески
Софии
Киевской. Концертная
симфония для арфы с
оркестром (I-я часть
«Орнамент»). В. Кикта
Звезда покатилась. В.
Кикта.
слова
В.
Татаринова.
Мелодия. Из оперы

Инсценировать
для
школьных
праздников
музыкальные
образы
песен,
пьес
программного
содержания, народных
сказок.
Участвовать
в
совместной
деятельности (в группе,
в паре) при воплощении
различных музыкальных
образов.
Знакомиться
с
элементами
нотной
записи.
Выявлять сходство и
различим музыкальных и
живописных образов.
Подбирать стихи и
рассказы,
соответствующие
настроению
музыкальных пьес и
песен.
Моделировать
в
графике
особенности
песни, танца, марша.

53

«Орфей и Эвридика».
К.-В. Глюк.
Шутка. Из сюиты № 2
для оркестра. И.-С. Бах.
Осень.
Из
Музыкальных
иллюстраций к повести
А. Пушкина "Метель".
Г. Свиридов.
Пастушеская песенка.
На тему из 5-й части
Симфонии
№
6
(«Пасторальной»).
Л.
Бетховен, слова К.
Алемасовой; Капельки
В. Павленко, слова Э.
Богдановой;
Скворушка
прощается.
Т.
Потапенко. слона М.
Ивенсен;
Осень,
русская
народная
песня, и др.
Азбука Л. Островский,
слова
3.
Петровой:
Алфавит. Р. Паулс,
слова
И.
Резника;
Домисолька.
О.
Юдахина.
слова
В.
Ключникова;
Семь
подружек. В. Дроцевич,
слова
В. Сергеева;
«Песня
о
школе». Д. Кабалевский
, слова В. Викторова и
др. «Дудочка», русская
народная
песня; «Дудочка», белор
усская народная. песня.
«Пастушья», французс
кая
народная
песня; «Дударикидудари»,
белорусская
54

«Музыка
ты»

народная песня, русский
текст
С. Лешкевича;«Веселый
пастушок», финская
народная песня, русский
текст
В. Гурьяна.
«Почему
медведь
зимой
спит».
Л.
Книппер,
слова
А. Коваленкова.
«Зимняя
сказка».
Музыка
и
слова
С. Крылова.
Рождественские
колядки
и
рождественские песни
народов мира.
и 17ч Край, в котором ты 17
живешь». Музыка в ч
жизни ребенка. Образы
родного края. «Поэт,
художник,
композитор».
Роль
поэта,
художника,
композитора
в
изображении
картин
природы (слова —
краски
—
звуки).
«Музыка
утра».
«Музыка
вечера».
«Музыкальные
портреты». «Разыграй
сказку». «У каждого
свой
музыкальный
инструмент».
«Музы не молчали».
Образы
защитников
Отечества в музыке.
«Мамин
праздник».
Музыкальные
поздравления.
«Музыкальные
инструменты». Лютня,

Сравнивать
музыкальные
произведения
разных
жанров.
Исполнять различные
по
характеру
музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и
музыкальные интонации,
выявлять
их
принадлежность
к
различным
жанрам
музыки народного и
профессионального
творчества.
Импровизировать
(вокальная,
инструментальная,
танцевальная
импровизации)
в
характере
основных
жанров музыки.
Разучивать
и
исполнять
образцы
музыкально
поэтического творчества
55

клавесин, фортепиано,
гитара.
«Чудесная
лютня» (по алжирской
сказке).
«Звучащие
картины».
Обобщающий урок
III четверти.
«Музыка в цирке».
«Дом, который звучит».
Музыкальный
театр.
«Опера – сказка».
«Ничего на свете лучше
нету...» Музыка в кино.
Афиша
музыкального
спектакля,
программа
концерта для родителей.
Музыкальный
словарик.
Обобщающий урок
IV
четверти
—
Заключительный урокконцерт».
Примерный
музыкальный
материал.
Детский
альбом.
Пьесы. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты - Пер
Гюнт. Э. Григ.
Добрый
день.
М.
Дубравин.
слона
В.
Суслова:
Утро.
А.
Парцхаладзе, слова Ю
Полухина:
Солнце.
грузинская
народная
песня.
Обраб.
Л.
Аракишвили.
Пacmopaль.
Из
музыкальных
иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель»
Г. Свиридов: Наигрыш
А. Шнитке: Утро в лесу.

(скороговорки,
хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные
песни, участвовать в
коллективных
играхдраматизациях.
Подбирать изображения
знакомых музыкальных
инструментов
к
соответствующей
музыке
Воплощать в рисунках
образы полюбившихся
героев
музыкальных
произведений
и
представлять их на
выставках
детского
творчества.
Инсценировать
песни,
танцы, марши из детских
опер и из музыки к
кинофильмам
и
демонстрировать их на
концертах для родителей,
школьных праздниках и т.
п.
Составлять афишу и
программу
концерта,
музыкального спектакля,
школьного праздника.
Участвовать в подготовке
и
проведении
заключительного урокаконцерта.

56

В. Салманов. Доброе
утро. Из кантаты "Песни
утра, весны и мира". Д.
Кабалевский, слова Ц.
Солодаря.
Вечерняя.
Из
Симфонии-действа
«Перезвоны»
(по
прочтении В. Шукшина)
В. Гаврилин: Вечер. Из
"Детской музыки». С.
Прокофьев. Вечер. В.
Салманов.
Вечерняя
сказка. А. Хачатурян.
Менуэт. В-А. Моцарт.
Болтунья
С.
Прокофьев, слова А.
Барто.
Баба Яга. Детская
народная игра.
У
каждого
свой
музыкальный
инструмент, эстонская
народная песня. Обраб.
X. Кырвите. пер. М.
Ивенсен.
Симфония
№
2
("Богатырская»).
1-я
часть (фрагмент). А
Бородин.
Солдатушки, бравы
ребятушки,
русская
народная песня; Песня
о маленьком трубаче.
С. Никитин, слова С.
Крылова:
Учил
Суворов А. Новиков,
слова М. Левашова.
Волынка. И.-С. Бах.
Колыбельная.
М.
Кажлаев;
Колыбельная.
Ген.
Гладков.
57

Золотые рыбки. Из
балета
«Конек
Горбунок". Р. Щедрин.
Кукушка. К. Дакен.
Спасибо. И. Арсеев,
слова
3. Петровой;
Праздник бабушек и
мам. М. Славкин, слова
Е. Каргановой.
Выходной
марш;
Колыбельная (слона
В. Лебедева - Кумача).
Из
музыки
к
кинофильму «Цирк». И.
Дунаевский. Клоуны.
Д. Кабалевский.
Семеро
козлят.
Заключительный хор из
оперы "Волк и семеро
козлят". М. Коваль,
слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор.
Из оперы « Мухацокотуха». М. Красев.
слова К. Чуковского
Добрые слоны. А.
Журбин,
слова
В.
Шленского;
Мы
катаемся на пони. Г.
Крылов,
слова
М.
Садовского; Слон и
скрипочка. В. Кикта,
слона В. Татаринова:
Бубенчики.
американская народная
песня, русский текст
Ю.
Хазанова;
Ты
откуда, музыка? Я.
Дубравин, слова В.
Суслова.
Бременские
музыканты.
Из
Музыкальной фантазии
58

на тему сказок братьев
Гримм. Ген. Гладков,
слова Ю. Энтина.
2 класс (34 ч)
«Россия —
Родина моя»

3ч

«Мелодия».
3ч
Музыкальный пейзаж.
Образы
родной
природы к музыке
русских композиторов.
«Здравствуй.
Родина
моя!». «Моя Россия».
Песенность,
как
отличительная
черта
русской
музыки.
Средства музыкальной
выразительности.
«Гимн
России».
Государственные
символы России (гимн,
герб,
флаг).
Художественные
символы
России
(Московский Кремль,
храм
Христа
Спасителя,
Большой
театр).
Интонационно
осмысленное исполнение
сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение творческих
заданий
из
рабочей
тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Рассвет на Москвереке. Вступление к
опере «Хованщина». М.
Мусоргский.
Гимн
России
А.
Александров, слова С.
Михалкова.

Размышлять
об
отечественной музыке,
ее характере и средствах
выразительности.
Подбирать
слова
отражавшие содержание
музыкальных
произведений (словарь
эмоций).
Воплощать характер и
настроение
песен
о
Родине
в
своем
исполнении.
Воплощать
художественно-образное
содержание музыки в
пении, слове, пластике,
рисунке и др.
Знать
особенности
исполнения
гимна
России.
Участвовать в хоровом
исполнении
гимнов
своей республики, края,
города, школы.
Закреплять основные
термины
и
понятия
музыкального искусства.
Исполнять мелодии с
ориентацией на нотную
запись.
Расширять
запас
музыкальных
впечатлений
в
самостоятельной
творческой
деятельности.
Исполнять мелодии с
ориентации на нотную

гражданскопатриотичес
кое
воспитание

59

«День,
полный
событий»

6ч

Патриотическая
песня. М. Глинка, слова
Д.
Машистова.
Здравствуй,
Родина
моя! Ю. Чичков, слова
К.
Ибряева.
Моя
Россия. Г. Струве,
слова Н. Соловьевой.
«Музыкальные
6ч
инструменты».
Фортепиано,
его
выразительные
возможности.
Мир
ребенка в музыкальных
интонациях, темах и
образах детских пьес П.
Чайковского
и
С.
Прокофьева.
«Природа и музыка».
«Прогулка».
«Танцы,
танцы, танцы...». «Эти
разные
марши».
«Звучащие картины».
Песенность,
танцевальность,
маршевость в передаче
содержания
и
эмоционального строя
музыкальных
сочинений.
«Расскажи
сказку».
«Колыбельные».
«Мама».
Природа,
детские игры и забавы,
сказка
в
музыке.
Колыбельные песни.
Своеобразие
музыкального
языка
композиторов, сходство
и различие.
Обобщающий урок 1
четверти.
Интонационно

запись.

Распознавать
и
эмоционально
откликаться
на
выразительные
и
изобразительные
особенности музыки.
Выявлять различные по
смыслу
музыкальные
интонации.
Определять жизненную
основу
музыкальных
произведений.
Воплощать
эмоциональные
состояния в различных
видах
музыкальнотворческой деятельности
(пение, игра на детских
элементарных
музыкальных
инструментах,
импровизация,
сочинение).
Соотносить
графическую
запись
музыки с ее жанром и
музыкальной
речью
композитора.
Анализировать
выразительные
и
изобразительные
интонации,
свойства
музыки в их взаимосвязи
и взаимодействии.
Понимать
значение
60

осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческих заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Детский альбом. Пьесы.
П. Чайковский; Детская
музыка.
Пьесы.
С.
Прокофьев. Прогулка.
Из сюиты «Картинки с
выставки».
М.
Мусоргский.
Начинаем
перепляс.
Из вокального цикла
«Пять песен для детей».
С. Соснин, слова П.
Синявского.
Сонная
песенка.
Р.
Паулс,
слова И. Ласманиса.
Спят
усталые
игрушки.
А.
Островский, слова 3.
Петровой; Ай-я, жужу,
латышская
народная
песня.
Колыбельная
Медведицы.
Из
мультфильма «Умка».
Е. Крылатов, слова Ю.
Яковлева.

основные термины и
понятия музыкального
искусства.
Применять
знания
основных
средств
музыкальной
выразительности
при
анализе прослушанного
музыкального
произведения
и
в
исполнительской
деятельности.
Передавать
в
собственном исполнении
(пении,
игре
на
инструментах,
музыкальнопластическом движении)
различные музыкальные
образы.
Понимать
выразительные
возможности
фортепиано в создании
различных образов.
Соотносить содержание
и
средства
выразительности
музыкальных
и
живописных образов.
Выполнять творческие
задания;
рисовать,
передавать в движении
содержание
музыкального
произведения.
Различать особенности
построения
музыки:
двух-,
трехчастные
формы и их элементы
(фразировка, вступление,
заключение, запев и
припев).
61

«О России
петь — что
стремиться
в храм»

5ч

«Великий колокольный 5ч
звон».
Колокольные
звоны России: набат,
трезвон,
благовест.
«Звучащие картины».
Музыкальный пейзаж.
«Святые
земли
Русской».
Князь
Александр
Невский,
преподобный
Сергий
Радонежский.
Воплощение их образов
в музыке различных
жанров:
народные
песнопения,
кантата.
Жанр молитвы, хорала.
«С
Рождеством
Христовым!».
Праздники
Русской
православной церкви.
Рождественские
песнопения и колядки.
Музыка на новогоднем
празднике.
Обобщающий
урок II четверти.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческих заданий в
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Великий
колокольный звон. Из
оперы
«Борис
Годунов».
М.

Инсценировать песни и
пьесы
программного
характера.
Понимать
характер
исполнения народных и
духовных песнопений.
Эмоционально
откликаться
на
живописные,
музыкальные
и
литературные образы.
Сопоставлять средства
выразительности музыки
и живописи.
Передавать с помощью
пластики
движений,
детских
музыкальных
инструментов
разный
характер колокольных
звонов.
Исполнять
рождественские песни на
уроке и дома.

62

«Гори, гори
ясно, чтобы
не погасло!»

4ч

Мусоргский.
Песня об Александре
Невском; Вставайте,
люди
русские.
Из
кантаты
«Александр
Невский».
С.
Прокофьев.
Народные песнопения
о
Сергии
Радонежском.
Утренняя молитва; В
церкви. П. Чайковский.
Вечерняя песня. А.
Тома,
слова
К.
Ушинского.
Добрый тебе вечер;
Рождественское чудо,
народные
славянские
песнопения.
Рождественская
песенка. Слова и музыка
П. Синявского.
«Русские
народные 4ч
инструменты». Фольклор
— народная мудрость,
Оркестр
русских
народных инструментов
«Плясовые наигрыши».
Мотив, напев, наигрыш.
Вариации в русской
народной
музыке.
«Разыграй
песню».
Ритмическая партитура.
«Музыка о народном
стиле».
«Сочини
песенку».
Обряды и праздники
русского
народа.
«Проводы
зимы»
(Масленица). «Встреча
весны».
Традиции
народного
музицирования.

Разыгрывать народные
игровые песни, песнидиалоги, песни-хороводы.
Общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
ансамблевого,
коллективного (хорового и
инструментального)
воплощения
различных
образов
русского
фольклора.
Осуществлять
опыты
сочинения
мелодий,
ритмических,
пластических
и
инструментальных
импровизаций на тексты
народных
песенок,
попевок, закличек.
Исполнять выразительно,
интонационно осмысленно
63

«В
музыкально
м театре»

5ч

Разыгрывание народных
русские народные песни,
песен: песня-игра, песнятанцы, инструментальные
диалог, песня-хоровод.
наигрыши.
Опыты
сочинения
Подбирать простейший
мелодий
на
тексты
аккомпанемент
к
народных
песенок,
народным песням, танцам
закличек,
потешек.
и др.
Интонационно
Узнавать
народные
осмысленное
мелодии в сочинениях
исполнение
русских
русских композиторов.
народных
песен,
Знать
особенности
танцев,
традиционных народных
инструментальных
празднико.
наигрышей
разных
Различать,
узнавать
жанров.
Выполнение
народные песни разных
творческие задания из
жанров и сопоставлять
рабочей тетради.
средства
их
выразительности.
Примерный
Создавать музыкальные
музыкальный материал
композиции
(пение,
Светит
месяц:
Камаринская, плясовые
музыкальнонаигрыши.
пластическое движение,
Наигрыш. А. Шнитке.
игра на элементарных
инструментах) на основе
Выходили
красны
образное отечественного
девицы; Бояре, а мы к
вам пришли, русские
музыкального
народные песни.
фольклора.
Ходит
месяц
над
Использовать
лугами. С. Прокофьев.
полученный
опыт
Камаринская.
М.
общения с фольклором в
Чайковский.
досуговой и внеурочной
Прибаутки.
В.
формах деятельности.
Комраков.
слова
народные; Реченька.
А. Абрамов, слова Е.
Карасева.
Масленичные песенки;
Песенки-заклички,
игры, хороводы.
Сказка будет впереди». 5ч Эмоционально
ценности
Многообразие сюжетов
откликаться
и научного
и
образов
выражать
свое познания
музыкального
отношение
к
64

спектакля.
«Детский
музыкальный
театр».
Опера и балет. «Театр
оперы
и
балета».
Песенность,
танцевальность,
маршевость в опере и
балете.
«Волшебная
палочка».
Симфонический
оркестр.
Роль
дирижера, режиссера,
художника в создании
музыкального
спектакля.
«Опера
«Руслан
и
Людмила». Элементы
оперного и балетного
спектаклей.
«Какое
чудное
мгновенье!».
Музыкальные темы характеристики
главных действующих
лиц.
«Увертюра.
Финал».
Сценическое воплощение
учащимися
отдельных
фрагментов
музыкального спектакля.
Выразительное,
интонационно
осмысленное исполнение
тем – характеристик
действующих лиц опер и
балетов.
выполнение
творческих заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Волк и семеро козлят.
Опера-сказка
(фрагменты).
М.

музыкальным
образам
оперы и балета.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
темы действующих лип
опер и балетов.
Участвовать в ролевых
играх
(дирижер),
в
сценическом
воплощении отдельных
фрагментов
музыкального спектакля.
Знать
сюжеты
литературных
произведений,
положенных в основу
знакомых
опер
и
балетов.
Выявлять особенности
развитии образов.
Оценивать собственную
музыкально-творческую
деятельность.

духовнонравственно
е
воспитание

65

В
концертном
зале

5ч

Коваль. Золушка. Балет
(фрагменты).
С.
Прокофьев.
Марш.
Из
оперы
«Любовь
к
трем
апельсинам».
С.
Прокофьев. Марш. Из
балета «Щелкунчик».
П. Чайковский.
Руслан и Людмила.
Опера (фрагменты). М.
Глинка.
Песня-спор.
Из
телефильма
«Новогодние
приключения Маши и
Вити». Ген. Гладков,
слова В. Лугового.
Жанровое
5ч
многообразие
инструментальной
и
симфонической
музыки.
«Симфоническая
сказка». «Петя и Волк»
С. Прокофьева: тембры
инструментов
и
различных
групп
инструментов
симфонического
оркестра.
Обобщающий урок
III четверти.
«Картинки с выставки»
Музыкальная
живопись.
«Музыкальное
впечатление». «Звучит
нестареющий
Моцарт!». «Симфония
№ 40». «Увертюра».
Опера
«Свадьба
Фигаро».
Жанры

Узнавать
тембры
инструментов
симфонического
оркестра
и
сопоставлять
их
с
музыкальными образами
симфонической сказки.
Понимать
смысл
терминов:
партитура,
увертюра, сюита и др.
Участвовать
в
коллективном
воплощении
музыкальных
образов
(пластические
этюды,
игра
в
дирижера,
драматизация).
Выявлять
выразительные
и
изобразительные
особенности музыки в их
взаимодействии.
Соотносить
характер
звучащей музыки с ее
нотной записью.

ценности
научного
познания
духовнонравственно
е
воспитание

66

«Чтоб
музыкантом
быть,
так
надобно
уменье…»

6ч

симфонической
музыки:
увертюра,
симфония. Партитура.
Взаимодействие
темобразов:
повтор,
контраст.
Выразительность
и
изобразительность
образов музыки В.-А.
Моцарта,
М.
Мусоргского.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческих заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Петя
и
волк.
Симфоническая сказка.
С. Прокофьев.
Картинки с выставки.
Пьесы из фортепианной
сюиты. М. Мусоргский.
Симфония
№
40.
Экспозиция 1-й части.
В.-А.
Моцарт;
Увертюра. К опере
«Свадьба Фигаро». В.А. Моцарт; Увертюра.
К опере «Руслан и
Людмила». М. Глинка.
Песня о картинах.
Ген. Гладков, слова А.
Кушнера.
«Волшебный
цветик- 6ч
семицветик».
Композитор
—
исполнитель
—
слушатель.
Инто-

Передавать
свои
музыкальные
впечатления в рисунке.

Понимать триединство
деятельности
композитора
исполнителя
слушателя.
67

национная
природа
музыки. Музыкальная
речь и музыкальный
язык.
«Музыкальные
инструменты». Орган.
«И всѐ это — Бах!».
«Всѐ в движении».
Выразительность
и
изобразительность
музыки.
«Попутная
песня». Жанры музыки.
Сочинения И.-С. Баха.
М.
Глинки.
В.-А.
Моцарта, Г. Свиридова.
Д. Кабалевского.
«Музыка учит людей
понимать друг друга».
«Два лада». «Легенда».
Музыкальные
и
живописные пейзажи
(мелодия - рисунок, лад
- цвет). «Природа и
музыка». «Печаль моя
светла».
«Первый».
Международный
конкурс исполнителей
им. П. И. Чайковского в
Москве.
«Мир
композитора».
Темы, сюжеты и образы
музыки С. Прокофьева,
П. Чайковского.
«Могут ли иссякнуть
мелодии?».
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческих заданий из
рабочей тетради.

Анализировать
художественно-образное
содержание,
музыкальный
язык
произведений мирового
музыкального искусства.
Исполнять различные
по
образному
содержанию
образцы
профессионального
и
музыкальнопоэтического
творчества.
Оценивать собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Узнавать
изученные
музыкальные сочинения
и называть их авторов.
Понимать
значение
основных терминов и
понятий музыкального
искусства.
Осознавать взаимосвязь
выразительности
и
изобразительности
в
музыкальных
и
живописных
произведениях.
Проявлять интерес к
концертной
деятельности известных
исполнителей
и
исполнительских
коллективов,
музыкальным конкурсам
и фестивалям.
Составлять афишу и
программу
заключительного урокаконцерта.

68

Заключительный
урок-концерт.
Примерный
музыкальный
материал
Волынка; Менуэт. Из
«Нотной тетради Анны
Магдалены
Бах»;
Менуэт. Из Сюиты №
2; За рекою старый дом,
русский
текст
Д.
Тонского; Токката ре
минор
для
органа;
Хорал; Ария. Из Сюиты
№ 2. И.-С. Бах.
Весенняя.
В.-А.
Моцарт. слова И.-Ф.
Овербек.
пер.
Т.
Сикорской;
Колыбельная Б. Флис В.-А. Моцарт. русский
текст С. Свириденко.
Попутная;
Жаворонок. М. Глинка,
слова Н. Кукольника;
Песня жаворонка. П.
Чайковский. Концерт
для фортепиано с
оркестром № 1. Часть
1-я (фрагменты). II.
Чайковский.
Тройка; весна; Осень.
Из
Музыкальных
иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель».
Г. Свиридов.
Кавалерийская;
Клоуны:
Карусель
(слова И. Рахилло), Д.
Кабалевский.
Музыкант.
Е.
Зарицкая, слова В.
Орлова; Пусть всегда
69

будет
солнце.
А.
Островский, слова Л.
Ошанина;
Сказки
гуляют по свету. Е.
Птичкин. слова М.
Пляцковского;
Это
очень
интересно;
Пони. С. НИКИТИНА
слова Ю. Мориц; До
чего же грустно. Из
вокального
цикла
«Пять песен для детей".
С. Соснин, слова П.
Синявского; Старый
добрый клавесин. Й.
Гайдн, русский текст П.
Синявского: Большой
хоровод. Б. Савельев,
слова
Лены
Жигалкиной
и
А.
Хайта.
3 класс (34 ч)
«Россия
–
Родина моя»

5ч

«Мелодия
душа
музыки». Песенность
музыки
русских
композиторов.
«Природа и музыка».
Образы
родной
природы в романсах
русских композиторов.
«Звучащие картины».
Лирические
образы
вокальной музыки.
«Виват.
Россия!».
Образы
Родины,
защитников Отечества
в различных жанрах
музыки: кант, народная
песня, кантата, опера.
«Наша слава - Русская
держава».
«Кантата «Александр
Невский».
«Опера

5ч Выявлять настроения и
чувства
человека,
выраженные в музыке.
Выражать
свое
эмоциональное
отношение к искусству в
процессе
исполнения
музыкальных
произведений
(пение,
художественное
движение, пластическое
интонирование и др.).
Петь
мелодии
с
ориентаций на нотную
запись.
Передавать
в
импровизации
интонационную
выразительность
музыкальной
и
поэтической речи.

гражданскопатриотиче
ское
воспитание

70

«Иван
Сусанин».
Форма-композиция,
приемы развития и
особенности
музыкального языка.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческие заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Главная мелодия 2-й
части. Из Симфонии
№ 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка,
слова Н. Кукольника.
Благословляю
вас,
леса. П. Чайковский,
слова А. Толстого.
Звонче
жаворонка
пенье. Н. РимскийКорсаков. стихи А.
Толстого.
Романс.
Из
Музыкальных
иллюстраций к повести
Л. Пушкина «Метель».
Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле;
Орле
Российски,.
виватные
канты.
Неизвестные
авторы
XVIII в. Славны были
наши деды; Вспомним,
братцы, Русь и славу!,
русские
народные
песни.
Александр
Невский.
Кантата (фрагменты).

Знать
песни
о
героических
событиях
истории Отечества.

71

«День,
полный
событий»

4ч

С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера
(фрагменты).
М.
Глинка.
«Утро». «Портрет в 4ч
музыке». «В каждой
интонации
спрятан
человек». «В детской».
«Игры и игрушки». «На
прогулке».
«Вечер».
Жизненномузыкальные
впечатления ребенка с
утра до вечера. Образы
природы, портрет в
вокальной
и
инструментальной
музыке.
Выразительность
и
изобразительность
музыки разных жанров
(инструментальная
пьеса, песня, романс,
вокальный
цикл,
фортепианная сюита,
балет и др.) и стилей
композиторов
(П.
Чайковский.
С.
Прокофьев.
М.
Мусоргский. Э. Григ).
Сценическое
воплощении отдельных
сочинений
программного
характера.
Вырази
тельное, интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческих заданий из
рабочей тетради.
Обобщающий

Распознавать
выразительные
и
изобразительные
особенности музыки в их
взаимодействии.
Понимать
художественно-образное
содержание
музыкального
произведения
и
раскрывать
средства
его воплощения.
Передавать
интонационномелодические
особенности
музыкального образа в
слове,
рисунке,
движении.
Находить
(обнаруживать)
общность интонаций в
музыке,
живописи,
поэзии.
Разрабатывать
сценарии
отдельных
сочинений
программного характера,
разрывать их.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения
разных
жанров и стилей.
Выявлять
ассоциативно-образные
связи музыкальных и
живописных
произведений.

гражданскопатриотиче
ское
воспитание

72

«О
России
петь – что
стремиться в
храм»

4ч

урок I четверти.
Примерный
музыкальный
материал
Утро. Из сюиты «Пер
Гюнт». Э. Григ. Заход
солнца. Э. Григ, слова
Л. Мунка, пер. С.
Свириденко. Вечерняя
песня. М. Мусоргский,
слона А. Плещеева.
Колыбельная.
П.
Чайковский, слова Л.
Майкова.
Болтунья.
С.
Прокофьев, слова Л.
Барто. Золушка Балет
(фрагменты).
С.
Прокофьев.
Джульетта-девочка.
Из балета «Ромео и
Джульетта".
С.
Прокофьев. С няней; С
куклой.
Из
цикла
«Детская». Музыка и
слова. М. Мусоргского.
Прогулка;
Тюильрийcкий сад. Из
сюиты «Картинки с
выставки».
М.
Мусоргский. Детский
альбом.
Пьесы. П.
Чайковский
«Радуйся.
Мария!». 4ч
«Богородице
Дево,
радуйся!».
«Древнейшая
песнь
материнства». «Тихая
моя,
нежная
моя,
добрая моя мама!».
Образы
Богородицы,
Девы Марин, матери в
музыке,
поэзии,

Обнаруживать сходство
и различия русских и
западноевропейских
произведений
религиозного искусства
(музыка,
архитектура,
живопись).
Определять обратный
строй
музыки
с
помощью
словаря

духовнонравственн
ое
воспитание
гражданскопатриотиче
ское
воспитание
73

изобразительном
искусстве.
Икона
Богоматери
Владимирской
—
величайшая
святыня
Руси.
Праздники
Русской
православной церкви.
«Вербное воскресенье».
«Вербочки». «Святые
земли
Русской».
Крещение Руси (988 г).
Княгиня Ольга и князь
Владимир. Песнопения
(тропарь, величание) и
молитвы в церковном
богослужении, песни и
хоры
современных
композиторов,
воспевающие красоту
материнства, любовь,
добро.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческих заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Богородице
Дево,
радуйся.
Из
«Всенощного бдения».
С.
Рахманинов.
Тропарь
иконе
Богоматери
Владимирской.
Аве,
Мария. Ф. Шуберт,
слова В. Скотта, пер. Л.
Плещеева. Прелюдия
№1 до мажор. Из I тома

эмоций.
Знакомиться с жанрами
церковной
музыки
(тропарь,
молитва,
величание),
песнями,
балладами
на
религиозные сюжеты.
Получить
представление
о
религиозных праздниках
народов
России
и
традициях
их
воплощения.

74

"Хорошо
темперированного
клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокальноинструментального
цикла
«Земля».
В.
Гаврилин, слова В.
Шульгиной.
Осанна. Хор из рокоперы "Иисус Христос
- суперзвезда». Э.-Л.
Уэббер.
Вербочки.
А.
Гречанинов, стихи Л.
Блока. Вербочки. Р.
Глиэр, стихи А. Блока.
Величание
князю
Владимиру и княгине
Ольге. Баллада о князе
Владимире. Слова А.
Толстого.
«Гори, гори
ясно, чтобы
не погасло!»

4ч

4ч
«Настрою гусли на
старинный
лад...».
Жанр
былины
в
русском музыкальном
фольклоре.
Особенности
повествования
(мелодика и ритмика
былин).
«Певцы
русской
старины».
Певцы-гусляры.
Образы
былинных
сказителей
(Садко,
Баян),
певцовмузыкантов
(Лель).
«Былина о Садко и
Морском царе». «Лель,
мой Лель...». Народные
традиции и обряды в
музыке
русских
композиторов.

Выявлять
общность
жизненных истоков и
особенности народного и
профессионального
музыкального
творчества.
Понимать
значение
повтора,
контраста,
сопоставления
как
способов
развития
музыки.
Разыгрывать народные
песни
по
ролям,
участвовать
в
коллективных
играхдраматизациях.
Выполнять творческие
задания
из
рабочей
тетради.
Принимать участие в
традиционных народных
праздниках.

духовнонравственн
ое
воспитание

75

Мелодии в народном
стиле.
Имитация
тембров
русских
народных
инструментов
в
звучании
симфонического
оркестра
«Звучащие
картины». «Прощание с
Масленицей».
Обобщающий
урок II четверти.
Сценическое
воплощение отдельных
фрагментов
оперных
спектаклей.
Выразительное
интонационно
осмысленное
исполнение сочинения
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческие заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Былина о Добрыне
Никитиче. Обр. Н.
Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь.
Русская
былина
(Печорская
старина).
Песни Баяна. Из оперы
«Руслан и Людмила».
М.
Глинка.
Песни
Садко; хор Высота ли,
высота. Из оперы
«Садко». Н. РимскийКорсаков.
Третья
песня Леля; Проводы
Масленицы, хор. Из
пролога
оперы
76

«В
музыкально
м театре»

6ч

«Снегурочка».
Н.
Римский-Корсаков.
Веснянки.
Русские,
украинские народные
песни.
Путешествие
в 6ч
музыкальный
театр.
Обобщение
и
систематизация
жизненно-музыкальных
представлений
учащихся
об
особенностях оперного
и балетного спектаклей.
Сравнительный анализ
музыкальных
темхарактеристик
действующих
лиц.
сценических ситуаций,
драматургии в операх и
балетах (М.Глинка, К.В. Глюк, Н.Римский –
Корсаков,
П.Чайковский)..
«Опера
«Руслан
и
Людмила»: «Я славил
лирою
преданья».
«Фарлаф», «Увертюра».
Опера
«Орфей
и
Эвридика».
Опера
«Снегурочка»:
«Волшебное
дитя
природы»,
«Полна
чудес
могучая
природа...»,
«В
заповедном
лесу»,
«Океан-море
синее»,
«Балет
«Спящая
красавица». «Две феи»,
«Сцена на балу». «В
современных ритмах».
Мюзикл — жанр легкой
музыки (Р. Роджерс. А.

Принимать
значение
дирижера,
режиссера,
художникапостановщика
в
создании музыкального
спектакля.
Участвовать
в
сценическом
воплощении отдельных
фрагментов
музыкального спектакля
(дирижер,
режиссер,
действующие лица и др.)
Понимать
значение
увертюры к опере и
балету.
Сравнивать
образное
содержание
музыкальных тем по
нотной записи.
Воплощать в пении или
пластическом
интонировании
сценические образы.
Исполнять
интонационно
осмысленно
мелодии
песен, тем из мюзиклов,
опер, балетов.

ценности
научного
познания
духовнонравственн
ое
воспитание

77

«В
концертном
зале»

6ч

Рыбников).
Особенности
музыкального
языка,
манеры исполнения.
Примерный
музыкальный
материал
Руслан и Людмила.
Опера (фрагменты). М.
Глинка.
Орфей и Эвридика.
Опера (фрагменты). К.В. Глюк.
Снегурочка.
Опера
(фрагменты).
Н.
Римский-Корсаков.
Океан-море
синее.
Вступление к опере
«Садко». Н. РимскийКорсаков.
Спящая
красавица.
Балет (фрагменты). П.
Чайковский.
Звуки
музыки.
Р.
Роджерс, русский текст
М. Цейтлиной. Волк и
семеро
козлят
на
новый лад. Мюзикл. Л.
Рыбников, сценарий Ю.
Энтина.
«Музыкальное
6ч
состязание».
Жанр
инструментального
концерта. Мастерство
композиторов
и
исполнителей
в
воплощении
диалога
солиста
и
симфонического
оркестра.
«Вторая
жизнь» народной песни
в
инструментальном
концерте
(П.

Наблюдать за развитием
музыки разных форм и
жанров.
Узнавать
стилевые
особенности,
характерные
черты
музыкальной
речи
разных композиторов.
Моделировать
в
графике звуковысотные
и
ритмические
особенности мелодики
произведения.

ценности
научного
познания
духовнонравственн
ое
воспитание

78

Чайковский).
«Музыкальные
инструменты»: флейта,
скрипка
—
их
выразительные
возможности (И.-С.Бах.
К.-В.
Глюк.
Н.
Паганини.
П.
Чайковский).
Выдающиеся
скрипичные мастера и
исполнители.
«Звучащие картины».
Контрастные
образы
программной
сюиты,
симфонии.
Особенности
драматургии.
Музыкальная
форма
(двух-,
трѐхчастная,
вариационная). «Сюита
«Пер
Гюнт»:
«Странствия
Пера
Гюнта». «Севера песня
родная». Темы, сюжеты
и образы музыки Л.
Бетховена
«Героическая»:
«Призыв к мужеству».
«Вторая
часть
симфонии»,
«Финал
симфонии».
«Мир
Бетховена».
Обобщающий урок III
четверти.
Примерный
музыкальный
материал
Концерт
№1
для
фортепиано
с
оркестром. 3- я часть
(фрагмент).
П.
Чайковский; Шутка.

Определять
виды
музыки, сопоставлять
музыкальные образы в
звучании
различных
музыкальных
инструментов.
Различать
на
слух
старинную
и
современную музыку.
Узнавать
тембры
музыкальных
инструментов.
Знать исполнительские
коллективы и имена
известных
исполнителей.

79

«Чтоб
музыкантом
быть,
так
надобно
уменье...»

5ч

Из Сюиты № 2 для
оркестра. И. -С. Бах.
Мелодия. Из оперы
«Орфей и Эвридика". К.
-В. Глюк; Мелодия. П.
Чайковский; Каприс №
24. Н. Паганини; Пер
Гюнт. Сюита №1
(фрагменты). Сюита №
2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония
№
3
(«Героическая»)
(фрагменты).
Л.
Бетховен; Соната 14
(«Лунная»). 1-я часть
(фрагмент).
Л.
Бетховен. Контрабас;
К
Элизе;
Весело.
Грустно. Л. Бетховен;
Сурок. Л. Бетховен,
русский
текст
Н.
Райского; Волшебный
смычок.
Норвежская
народная
песня;
Скрипка. Р. Бойко,
слова И. Михайлова.
«Чудо-музыка».
5ч
Музыка
источник
вдохновения, надежды
и радости жизни. Роль
композитора,
исполнителя,
слушателя в создании и
бытовании
музыкальных сочинений.
Сходство
и
различия музыкальной
речи
разных
композиторов.
«Острый ритм - джаза
звуки».
Джаз
–
искусство XX века.
Особенности мелодики,

Выявлять
изменения
музыкальных
образов,
озвученных различными
инструментами.
Разбираться
в
элементах музыкальной
(нотной) грамоты.
Импровизировать
мелодии в соответствии
с
поэтическим
содержанием в духе
песни, танца, марша.
Определять
особенности построения
(формы) музыкальных
сочинений.
Различать характерные

ценно
сти
научного
познания
духовнонравственн
ое
воспитание

80

ритма,
тембров
инструментов,
манеры
исполнения
джазовой
музыки. Импровизации
как основа джаза. Дж.
Гершвин и симфоджаз.
Известные
джазовые
музыканты-исполнители.
«Люблю я грусть твоих
просторов».
Образы
природы в музыке Г.
Свиридова.
Музыкальные
иллюстрации. Мир С.
Прокофьева.
«Певцы
родной природы»: П.
Чайковский и Э. Григ.
Ода
как
жанр
литературного
и
музыкального творчества.
«Прославим радость на
земле». «Радость к
солнцу нас зовѐт».
Жанровая общность оды,
канта, гимна. Мелодии
прошлого, которые знает
весь мир.
Обобщающий урок IV
четверти
Примерный
музыкальный материал
Мелодия.
П.
Чайковский. Утро из
сюиты «Пер Гюнт». Э.
Григ. Шествие солнца.
Из сюиты «Ала и
Лоллий». С. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка.
Из
Музыкальных
иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель». Г.
Свиридов.
Снег
идет.
Из

черты
языка
современной музыки.
Определять
принадлежность
музыкальных
произведений к тому или
иному жанру.

81

Маленькой кантаты. Г.
Свиридов,
стихи
Б.
Пастернака. Запевка. Г.
Свиридов, стихи
И.
Северянина.
Слава солнцу, слава
миру! Канон. В.-А.
Моцарт. Симфония №
40.
Финал.
В.-А.
Моцарт.
Симфония № 9. Финал
Л. Бетховен.
Мы
дружим
с
музыкой. Й. Гайдн,
русский
текст
П.
Синявского.
Чудомузыка.
Д.
Кабалевский, слова 3.
Александровой. Всюду
музыка живет. Я.
Дубравин. слова В.
Суслова. Музыканты,
немецкая
народная
песня.
Камертон,
норвежская народная
песня.
Острый ритм. Дж.
Гершвин, слова Л.
Гершвина,
русский
текст В. Струкова.
Колыбельная Клары.
Из оперы «Порги и
Бесс». Дж. Гершвин
4 класс (34 ч)
«Россия — 3ч
Родина моя»

Красота родной земли, 3ч
человека в народной
музыке и сочинениях
русских композиторов.
Общность интонаций
народного
и
композиторского
музыкального
творчества. «Мелодия».

Размышлять
о
музыкальных
произведениях
как
способе
выражения
чувств
и
мыслей
человека.
Эмоционально
воспринимать народное
и
профессиональное

гражданскопатриотиче
ское
воспитание

82

«Ты запой мне ту
песню...».
«Что
не
выразишь
словами,
звуком
на
душу
навей...». Лирические
образы
музыки
С.
Рахманинова
(инструментальный
концерт, вокализ). «Как
сложили песню». Тайна
рождения
песни
«Звучащие картины».
«Ты откуда, русская,
зародилась, музыка?».
Многообразие жанров
народных
песен:
колыбельная, плясовая,
солдатская, трудовая,
лирическая, хороводная
и др.; особенности
интонаций.
ритмов,
композиционного
строения,
манеры
исполнения. «Я пойду
по полю белому...». «На
великий
праздник
собралася
Русь!»
патриотическая тема в
музыке М. Глинки
(опера), С. Прокофьева
(кантата).
Примерный
музыкальный
материал
Концерт
3
для
фортепиано
с
оркестром.
Главная
мелодия 1-й части. С.
Рахманинов. Вокализ.
С. Рахманинов. Песня о
России. В. Локтев,
слова 0. Высотской.
Родные места. Ю.

музыкальное творчество
разных стран мира и
народов
России
и
высказывать мнение о
его содержании.
Выявлять
общность
истоков и особенности
народной
и
профессиональной
музыки.
Исполнять
и
разыгрывать народные
песни, участвовать в
коллективных
играхдраматизациях.
Узнавать
образцы
народного музыкальнопоэтического творчества
и
музыкального
фольклора России.
Импровизировать
на
заданные тексты.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения
разных
жанров и стилей.
Подбирать
ассоциативные
ряды
художественным
проведениям различных
видов искусства.
Выполнять творческие
задания
из
рабочей
тетради.

83

«О России
петь — что
стремиться
в храм»

4ч

Антонов, слова М.
Плянковского
Ты, река ль моя,
реченька,
русская
народная
песня.
Колыбельная в обраб.
Д. Лядова. У зори-то, у
зореньки;
Солдатушки,
бравы
ребятушки;
Милый
мой хоровод; А мы
просо сеяли, русские
народные песни, обраб.
М.
Балакирева.
Н.
Римского-Корсакова.
Александр
Невский.
Кантата (фрагменты).
С. Прокофьев. Иван
Сусанин.
Опера
(фрагменты).
М.
Глинка.
«Святые
земли 4ч
Русской».
Нравственные подвиги
русских
святых
(княгиня Ольга, князь
Владимир.
Князь
Александр
Невский,
преподобный
Сергий
Радонежский,
Илья
Муромец) их почитание
и восхваление. Святые
равноапостольные
Кирилл и Мефодий —
создатели славянской
письменности.
Религиозные
песнопения (стихира,
тропарь,
молитва,
величание).
Особенности
их
мелодики,
ритма,
исполнения.

Сравнивать
музыкальные
образы
народных и церковных
праздников.
Сопоставлять
выразительные
особенности
языка
музыки,
живописи,
иконы,
фрески,
скульптуры.
Рассуждать о значении
колокольных звонов и
колокольности в музыке
русских композиторов.
Сочинять мелодии на
поэтические тексты.
Осуществлять
собственный
музыкально-исполнительский замысел в
пенни и разного рода импровизациях.

духовнонравственн
ое
воспитание
гражданскопатриотиче
ское
воспитание

84

Праздники
Русской
православной
церкви
«Праздников праздник,
торжество
из
торжеств».
«Ангел
вопияше».
«Родной
обычай
старины».
«Светлый праздник».
Церковные и народные
традиции
праздника
Пасхи. Образ светлого
Христова Воскресения
в
музыке
русских
композиторов.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческие задания из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Земле Русская, стихир.
Былина
об
Илье
Муромце,
былинный
напев
сказителей
Рябининых. Симфония
№ 2 («Богатырская»). 1я часть (фрагмент). А.
Бородин. Богатырские
ворота. Из сюиты
"Картинки с выставки».
М.
Мусоргский.
Величание
святым
Кириллу и Мефодию.
обиходный
распев;
Гимн
Кириллу
и
Мефодию. П. Пипков.
слова С. Михайловски.
Величание
князю
Владимиру и княгине
85

День,
полный
событий

6ч

Ольге. Баллада о князе
Владимире, слова Л.
Толстого.
Тропарь
праздника Пасхи. Ангел
вопияше. Молитва. П.
Чесноков. Богородице
Дево, радуйся (№ 6). Из
«Всенощного бдения».
С. Рахманинов. Не шум
шумит,
русская
народная
песня.
Светлый
праздник.
Финал
Сюитыфантазии № 1 для двух
фортепиано.
С.
Рахманинов
«В
краю
великих 6ч
вдохновений…».
«Приют спокойствия,
трудов
и
вдохновенья...». Один
день с А.Пушкиным.
Михайловское:
музыкальнопоэтические
образы
природы,
сказок
в
творчестве
русских
композиторов
(П.
Чайковский.
М.
Мусоргский.
И.
Римский-Корсаков. Г.
Свиридов
и
др.).
«Зимнее
утро».
«Зимний вечер». «Что
за
прелесть
эти
сказки!». «Три чуда».
«Ярмарочное гулянье».
«Святогорский
монастырь».
Колокольные
звоны.
«Приют, сияньем муз
одетый...». Тригорское,
Музыкально-

Выявлять
выразительные
и
изобразительные
особенности
музыки
русских композиторов и
поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности
построения
музыкальных
и
литературных
произведений.
Участвовать
в
коллективной
музыкально-творческой
деятельности,
в
инсценировках
произведений
разных
жанров и форм (песни,
танцы, фрагменты из
произведений, оперы и
др.).
Определять
виды
музыки,
сопоставлять
музыкальные образы в
звучании
различных
музыкальных
инструментов.

духовнонравственн
ое
воспитание
ценности
научного
познания

86

литературные вечера:
романсы,
инструментальное
музицирование
(ансамбль,
дуэт).
Музыкальность поэзии
А. Пушкина
Обощающий урок I
четверти.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческие заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
В
деревне.
М.
Мусоргский. Осенняя
песнь (Октябрь). Из
цикла «Времена года».
П.
Чайковский.
Пастораль.
Из
Музыкальных
иллюстраций к повести
А. Пушкина «Метель».
Г. Свиридов. Зимнее
утро. Из «Детского
альбома».
П.
Чайковский. У камелька
(Январь). Из цикла
«Времена года». П.
Чайковский.
Сквозь
волнистые
туманы;
Зимний вечер, русские
народные
песни.
Зимняя
дорога.
В.
Шебалин, стихи Л.
Пушкина;
Зимняя
дорога. Ц. Кюи. стихи
А. Пушкина; Зимний
87

вечер М. Яковлев, стихи
Л. Пушкина.
Три чуда. Вступление ко
II действию оперы
«Сказка
о
царе
Салтане». И. РимскийКорсаков.
Девицы,
красавицы; Уж как по
мосту, мосточку, хоры
из оперы «Евгений
Онегин».
П.
Чайковский.
Вступление.
Великий
колокольный звон. Из
оперы
«Борис
Годунов».
М.
Мусоргский.
Венецианская ночь. М.
Глинка,
слова
И.
Козлова.
«Гори, гори
ясно, чтобы
не погасло!»

3ч

«Композитор - имя ему 3ч
народ». Народная песня
летопись
жизни
народа и источник
вдохновения
композиторов разных
стран и эпох. Сюжеты,
образы,
жанры
народных
песен.
Музыка в народном
стиле. Художественные
приемы:
повтор,
контраст,
вариационность,
импровизационность.
Единство слова, напева,
инструментального
наигрыша, движений,
среды бытования в
образцах
народного
творчества. Устная и
письменная традиция

Различать
тембры
народных музыкальных
инструментов
и
оркестров.
Знать народные обычаи,
обряды,
особенности
проведения
народных
праздников.
Общаться
и
взаимодействовать
в
процессе ансамблевого,
коллективного (хорового
и
инструментального)
воплощения различных
художественных
образов.
Импровизировать
и
сочинять
на
предлагаемые темы
Овладевать приемами
мелодического
варьирования,

гражданскопатриотиче
ское
воспитание

88

сохранения и передачи
музыкального
фольклора.
«Музыкальные
инструменты России»:
балалайка,
гармонь,
баян и др. «Оркестр
русских
народных
инструментов».
«Музыкант-чародей».
Мифы,
легенды,
предания, сказки о
музыке и музыкантах.
Вариации в народной и
композиторской
музыке.
«Народные
праздники». «Троица».
Икона «Троица» А.
Рублева.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинения
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческих заданий из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Ой
ты,
речка,
реченька.
Бульба,
белорусская народная
песня. Солнце, в дом
войди;
Светлячок;
Сулико.
грузинские
народные
песн.;
Аисты,
узбекская
народная
песня.
Колыбельная,
английская
народная
песня.
Колыбельная,
неаполитанская
народная песня. Санта

подпевания,
«вторы»,
ритмического
сопровождения.
Понимать
значение
преобразующей
силы
музыки.

89

«В
концертном
зале»

5ч

Лючия,
итальянская
народная
песня.
Вишня,
японская
народная песня.
Концерт
№1
для
фортепиано
с
оркестром. 3-я часть.
П.
Чайковский.
Камаринская; Мужик
на гармонике играет.
П. Чайковский. Ты
воспой,
воспой,
жавороночек.
Из
кантаты
«Курские
песни». Г. Свиридов.
Светит месяц, русская
народная песня-пляска.
Пляска скоморохов. Из
оперы «Снегурочка». Н.
Римский-Корсаков.
Троицкие песни.
«Музыкальные
5ч
инструменты»:
виолончель, скрипка.
«Вариации на тему
рококо».
«Старый
замок». «Счастье в
сирени
живет...».
Различные жанры и
образные
сферы
вокальной
(песня,
вокализ,
романс,
баркарола), камерной
инструментальной
(квартет,
вариации,
сюита,
соната)
и
симфонической
музыки
(симфония,
симфоническая
увертюра).
Особенности
музыкальной
драматургии

Определять
и
соотносить различные
по смыслу интонации
(выразительные
и
изобразительные)
на
слух и по нотному
письму, графическому
изображению.
Наблюдать
за
процессом и результатом
музыкального развития
на основе сходства и
различия
интонаций,
тем, образов.
Узнавать по звучанию
различные виды музыки
(вокальная,
инструментальная;
сальная,
хоровая,
оркестровая)
из
произведений
программы.

духовнонравственн
ое
воспитание
ценности
научного
познания

90

(сочинения
Л.
Бородина.
П.
Чайковского,
С.
Рахманинова.
Л.
Бетховена).
«Не
молкнет сердце чуткое
Шопена...».
«Танцы,
танцы,
танцы...».
Интонации
народной
музыки в творчестве Ф.
Шопена
(полонезы,
мазурки,
вальсы,
прелюдии).
Обобщающий урок II
четверти.
«Патетическая соната».
Л. Бетховен. «Годы
странствий». М. Глинка
«Царит
гармония
оркестра».
Симфонический
оркестр.
Известные
дирижеры
и
исполнительские
коллективы.
Интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение
творческие задания из
рабочей тетради.
Примерный
музыкальный
материал
Ноктюрн. Из Квартета
№ 2. А. Бородин.
Вариации на тему
рококо для виолончели
с
оркестром
(фрагменты).
П.
Чайковский. Сирень. С.
Рахманинов, слова Е.

Распознавать
художественный смысл
различных музыкальных
форм.
Передавать в пении,
драматизации,
музыкальнопластическом движении,
инструментальном
музицировании.
импровизации и др.
образное
содержание
музыкальных
произведений различных
форм и жанров.
Соотносить
особенности
музыкального
языка
русской и зарубежной
музыки.

91

«В
музыкально
м театре»

6ч

Бекетовой.
Старый
замок.
Из
сюиты
«Картинки с выставки».
М. Мусоргский. Песня
франкского
рыцаря,
ред. С. Василенко.
Полонез
ля
мажор;.Вальс си минор.
Мазурки ля минор, фа
мажор,
си
бемоль
мажор.
Ф.
Шопен.
Желание, Ф. Шопен,
слова С. Витвицкого,
пер.
Вс.
Рождественского.
Соната
№
8
(«Патетическая»)
(фрагменты).
Л.
Бетховен.
Венецианская
ночь. М. Глинка, слова
И. Козлова. Арагонская
хота.
М.
Глинка.
Баркарола (Июнь). Из
цикла «Времена года».
П. Чайковский.
«Опера
«Иван 6ч Оценивать
и
Сусанин»: «Бал в замке
соотносить содержание
польского короля» (II
и музыкальный язык
действие), «За Русь мы
народного
и
все стеной стоим...» (III
профессионального
действие), «Сцена в
музыкального
лесу» (IV действие).
творчества разных стран
«Исходила
мира/
младешенька».
Воплощать особенности
События отечественной
музыки
в
истории в творчестве
исполнительской
М.
Глинки,
М.
деятельности
с
Мусоргского.
Опера.
использованием знаний
Музыкальная тема в
основных
средств
опере - характеристика
музыкальной
действующих
лиц.
выразительности.
Ария, речитатив, песня,
Понимать особенности

ценности
научного
познания
духовнонравственно
е
воспитание

92

танец и др. Линии
драматургического
развития действия в
опере.
Основные
приемы драматургии:
контраст,
сопоставление, повтор,
вариантность. «Русский
Восток».
Восточные
мотивы
в
операх
«Руслан и Людмила»
М.Глинки.
и
«Хованщина»
М.Мусоргского.
Орнаментальная
мелодика.
Балет
«Гаянэ» А.Хачатуряна.
Балет
«Петрушка».
Особенности развития
музыкальных образов в
балетах Л. Хачатуряна,
И.
Стравинского.
Народные мотивы и
своеобразие
музыкального
языка.
«Театр
музыкальной
комедии».
Жанры
легкой
музыки:
оперетта,
мюзикл.
Особенности мелодики,
ритмики,
манеры
исполнения.
Сценическое
воплощение учащимися
отдельных фрагментов
музыкальных
спектаклей.
Выразительное
интонационно
осмысленное
исполнение сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение

взаимодействия
и
развития
различных
образов
музыкального
спектакля.
Участвовать
в
сценическом
воплощении отдельных
фрагментов
оперы,
балета, оперетты.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения
разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие
задания
из
рабочей
тетради.

93

творческих заданий из
рабочей тетради.
Обобщающий
урок III четверти.
Примерный
музыкальный
материал
Интродукция, танцы
из II действия, сцена и
хор из III действия,
сцена из IV действия.
Из
оперы
«Иван
Сусанин». М. Глинка.
Песня
Марфы
("Исходила
младѐшенька»);
Пляска персидок. Из
оперы
«Хованщина».
М.
Мусоргский.
Персидский хор. Из
оперы
«Руслан
и
Людмила». М. Глинка.
Колыбельная; Танец с
саблями из балета
«Гаянэ». Д. Хачатурян.
Первая картина. Из
балета «Петрушка». И.
Стравинский.
Вальс. Из оперетты
«Летучая мышь». И.
Штраус.
Песня
Элизы
(«Я
танцевать хочу»). Из
мюзикла
«Моя
прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и
музыка В. Семенова.
Джаз. Я. Дубравин,
слова
В.
Суслова.
Острый ритм.
Дж.
Гершвин,
слова
Л.
Гершвина.
94

«Чтоб
музыкантом
быть,
так
надобно
уменье...»

7ч

«Прелюдия». «Исповедь 7ч
души». «Революционный
этюд».
Произведения
композиторов-классиков
(С.
Рахманинов,
Ф.
Шопен).
«Мастерство
исполнителя».
Творчество
известных
исполнителей (С. Рихтер.
С.
Лемешев.
И.
Козловский.
М.
Ростропович
и
др.).
Сходство и различия
музыкального
языка
разных
эпох,
композиторов, народов.
Музыкальные образы и
их развитие в разных
жанрах (прелюдия, этюд,
соната, симфоническая
картина, сюита, песня и
др.).
«В
интонации
спрятан
человек».
.
Интонационная
выразительность
музыкальной
речи.
«Музыкальные
инструменты»:
гитара.
Классические
и
современные
обриты
гитарной
музыки
(народная песня, романс,
шедевры
классики,
джазовая импровизация,
авторская
песня).
Обработка. Переложение.
Импровизация.
«
Музыкальный
сказочник».
Образы
былин и сказок в
произведениях
Н.
Римского-Корсакова.
«Рассвет на Москве-

Анализировать
и
соотносить
выразительные
и
изобразительные
интонации, музыкальные
темы в их взаимосвязи и
взаимодействии.
Распознавать
художественный
смысл
различных музыкальных
форм.
Наблюдать за процессом
и
результатом
музыкального развития в
произведениях
разных
жанров.
Общаться
и
взаимодействовать
в
процессе коллективного
(хорового
и
инструментального)
воплощения
различных
художественных образов.
Узнавать музыку (из
произведений,
представленных
в
программе).
Называть
имена
выдающихся
композиторов
и
исполнителей
разных
стран мира.
Личностно
оценивать
музыку, звучащую на
уроке и вне школы.
Аргументировать свое
отношение к тем или иным
музыкальным сочинениям.
Осознавать взаимосвязь
музыки с другими видами
искусства:
литературой,
изобразительным
искусством, кино, театром.
Самостоятельно работать

ценности
научного
познания
духовнонравственно
е
воспитание

95

реке». Образ Родины в
музыке М. Мусоргского.
Интонационно
осмысленное исполнение
сочинений
разных
жанров
и
стилей.
Выполнение творческих
заданий
из
рабочей
тетради.
Обобщающий урок IV
четверти.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных
классов МАОУ СОШ №9
от 27 августа 2021 года № 1

в творческих тетрадях,
дневниках музыкальных
впечатлений,
формировать фонотеку,
библиотеку, видеотеку.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ С.М.Ляшенко
28 августа 2021 года

____________ Е.Ю.Рындина

96


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
QR коды наших соц.сетей.pdf (скачать)
Сведения об организации.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».